Туристический
оператор с 1996 года
Запрос расчета

Йезд (Язд) - древний город на границе двух пустынь

В путешествиях на восток мы часто ищем мечту детства, напоминающую нам сказки из «1000 и 1 ночи». Но нередко, прибыв в дальние места, в реальности обнаруживаем стандартные бетонные коробки, современные и не очень, или полное отсутствие архитектуры, соседствующее с грязью и нищетой. Лишь изредка в некоторых городах удается встретить ту самую восточную сказку, и один из таких примеров - иранский город Йезд.

Древний Йезд находится на расстоянии 250 км к востоку от Исфахана, примерно в 4 часах езды. Его называют «глинобитной жемчужиной» Персии, потому что именно здесь сохранился огромный старый город с узкими улочками-лабиринтами, глиняными домами горожан и уникальными панорамами со смотровых площадок. И в то же время Йезд – город художников и местных ремесленных мастерских, предлагающих яркую палитру этнических шелковых платков, кафтанов, разного вида сумок и рюкзаков, и конечно, великолепную чеканку иранских мастеров.   

Согласно раскопкам люди стали селится здесь ещё в III тысячелетии до н.э., благодаря оазису и глубоким подземным водам, не иссякнувшим до сих пор. Первые упоминания о Йезде датируются IV веком н.э. А то, что он находится в глубине страны, на стыке двух пустынь и вдалеке от исторических столиц, и спасло древнюю застройку практически в том виде, как много веков назад. Когда в начале тринадцатого столетия Чингисхан решил захватить Персию, в Йезде скрывались художники, поэты и ученые, которые бежали от военных действий. Благодаря удачному расположению на Шелковом пути, здесь останавливались караваны из Китая, Индии, Европы, Стамбула. Город был богат как разнообразием товаров, так и производством шелка. Приезжали сюда и Марко Поло в 13 веке, и Афанасий Никитин в 15 веке, о чем он впоследствии упоминал в своих записках «Хождение за три моря».

Издавна проблемой Йезда, окруженного пустыней, была страшная летняя жара. Персы научились получать воду при помощи системы подземных рек – ганатов (канатов), созданных человеком. Еще во времена империи Ахеменидов (VI—IV в.в. до н.э.) Иран был изрезан системой этих сложнейших коммуникаций. Во время прогулки по старому городу, можно заглянуть в арки, из которых глубоко вниз на десятки метров уходят колодцы со ступеньками к живительным водным артериям. Именно ученые Йезда когда-то довели до совершенства систему доставки, хранения и распределения прохладной питьевой воды в древней Передней Азии.

Еще одной замечательной особенностью Йезда, также связанной с выживанием в каменной пустыне, являются прообразы современных кондиционеров – бадгиры, т.н. «ловушки для ветра».
Эти высокие трубы прямоугольной формы строились на крыше для охлаждения воздуха внутри жилых домов. Через узкие расщелины в бадгирах горячий воздух попадал внутрь помещений, проходил через колодцы к водным ганатам (подземным каналам) и возвращался назад уже прохладным и влажным. В самом центре древнего города можно увидеть целую коллекцию «ловушек для ветра», высотой от 6 до 18 метров: чем богаче дом, тем выше бадгир! А примыкающие к ним огромные купола служили холодильниками свежего воздуха. В Йезде хорошо сохранились и отреставрированы бадгиры, построенные во времена последней династии шахов – Каджаров (1792 – 1925 гг).

Уникальность Йезда в экскурсионной программе и в том, что он связан с древнейшей мировой религией – Зороастризмом. Около трех или четырех тысяч лет назад пророк Заратустра получил откровение от верховного божества или пророка Ахуры Мазды и принес учение о добре и зле людям.
Согласно его основным положениям, огонь и солнце являются зримым образом Бога в физическом мире. До прихода ислама зороастризм являлся государственной религией трех великих Иранских Империй, включая Ахеменидов. На сегодняшний день в мире осталось около 150 000 приверженцев зороастризма, и всего 30 - 70 тысяч в Иране. Но в Йезде сохранилось уникальное место хранения «Священного огня» огнепоклонников, который по преданию не потухал 1500 лет. Недалеко от города находится Главный зороастрийский Храм Атешкадех, в котором и находится этот вечный священный огонь Шах-Варахрам. Он поддерживается в специальном помещении и отгорожен стеклом, за которым его могут созерцать молящиеся или посетители. Во время экскурсии гид знакомит с главными принципами религии зороастризма, которые закодированы в Фаравахаре. Эти принципы человечны и вполне понятны и сегодня. Триада зороастрийской религиозной этики гласит: «благие мысли, благие слова, благие дела».

Там же недалеко, на юго-восточном предгорье Йезда сохранились две «Башни молчания» («дохме») или зороастрийское кладбище - катакомбы. У последователей Заратустры был свой, кажущийся сегодня диким, ритуал захоронения: тела умерших не должны были осквернять землю, оставляя её чистой от содеянного ими зла! Поэтому были придуманы т.н. «башни молчания»: высокие холмы, на вершине которых за каменной стеной в яму складывали мертвых и оставляли под открытым небом на растерзание птицам-падальщикам или зверям. Современные огнепоклонники хоронят своих умерших на обычных кладбищах, хотя и с некоторыми особенностями погребения. Но две древние «Башни молчания» на окраине Йезда сохранились, и их посещение обычно включают в экскурсионный маршрут. Если осилить подъем по каменным ступеням под жарким солнцем, то открывается великолепный вид на окрестности современного города, подступающего к древнему захоронению, и грандиозные размеры соседней башни.

Конечно, в древнем Йезде имеется большое количество религиозных памятников и архитектурных сооружений исламского периода Персии.
Грандиозные мечети с огромными куполами и изящными минаретами свидетельствуют о высоком уровне зодчества и строительного искусства.

Пятничная Соборная мечеть - памятник средневековой архитектуры XII века с двумя устремленными вверх самыми высокими минаретами в Иране. Она славится своим внушительным порталом, украшена лепниной, арабесками и богатым орнаментом стен. Мечеть расположена в центральной старой части города и окружена кварталами с узкими улицами и традиционными глинобитными домами.

Комплекс Амир Чакмак (Амир Чахмаг) – архитектурный комплекс, заложенный в эпоху Тимуридов в XIV веке. В его состав входят изящная трехступенчатая мечеть, площадь с клумбами и входом на базар, общественная баня, караван-сарай, колодец с холодной водой и восточная кондитерская.

Сад Давлатабад (Даулат Абад)
– построенная в XVIII веке резиденция правящего тогда Мухаммада Таги Хана. В живописный комплекс входят несколько зданий в традиционном иранском стиле, летний павильон гарема, зеркальный зал и самый высокий в Иране бадгир (32 м). В саду устроены пруды и водные каналы, а в открытой зеленой зоне глаз радуют кипарисы, сосны, виноград и розы разных сортов. Сад считается одним из самых красивых в Иране и включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

После п
рочтения написанного выше станет более понятным, почему небольшой город Йезд, насчитывающий сегодня всего около 500 тысяч населения, называют самым необычным городом Ирана и включают в «золотой треугольник» главных экскурсионных достопримечательностей страны. И понимаешь, почему название города в переводе означает «торжество и почитание».

О нас говорят

Туристический оператор с 1996 года
Иран
Меню
Для агентов
?
1€ = 103.86 руб.
1$ = 97.13 руб.
Фильтры